Краткие биографические данные Геннадия Григорьевича Стаценко
Родился: 4 августа 1929 года в городе Майкопе, Краснодарского края.
Воспитывался
– с пяти до семи лет – в детском доме поселка Лианозово, Московской области;
– с семи лет до одиннадцати лет – в детских домах города Москвы;
– с одиннадцати лет – во 2-ой Московской школе военно-музыкальных воспитанников, которую окончил в 1943-ем году.
Служба
– с 1943-го года проходил службу в Харьковском пехотном училище, в Астраханском мореходном училище и в Балашовском летном училище дальней авиации;
– окончил службу в 1952-ом году.
Учёба
– в 1962-ом году окончил Всесоюзный заочный политехнический институт, энергетический факультет, по специальности «Электрооборудование промышленных предприятий». Квалификация – инженер по приводам;
– окончил философский факультет МГУ.
Работа
– работал в «почтовых ящиках» (режимных учреждениях) по космической тематике;
– работал в аппарате Министерства среднего машиностроения.
Ушел на пенсию в 1969 году.
История школы гуру ар Сантэма
В 1963 году была открыта школа Йогов в городе Москве.
В 1987 году школа была зарегистрирована при Бауманском Райисполкоме города Москвы.
В 1989 году при школе открыта Академия йоги – высшее профессиональное учебное заведение.
В 1994 году по решению Правительства города Москвы Академию переименовали в Институт Йога Гуру Ар Сантэма (ИЙГАС).
В 2018 году ИЙГАС был переименован в Университет Сантэм.
Первые группы Геннадий Григорьевич организовал в 60-х годах, по просьбе сотрудников предприятия, где он работал. Потом появились группы в городе Москве и других городах. В начале 70-х годов при Минздраве СССР были проведены первые медицинские эксперименты по реабилитации больных нетрадиционными способами.
Инструктора вели и ведут оздоровительные группы не только в Москве, но и в других городах России и бывшего СССР.
В интервью Геннадий Григорьевич так вспоминает о начале Школы и необходимости создания Академии.
Школа наша существует уже несколько десятков лет. А началось всё с того, что у меня в почках появились камни. До этого я жил себе, не тужил, ни о какой йоге понятия не имел, спортом тоже особенно не занимался, так, зарядку делал, конечно, да зимой с женой и детьми на лыжах бегал, был здоров и крепок, и тут, при всем моём здоровье, – камни в почках. Обратился я тогда к одному старому урологу, и он сказал, что лекарств, которые могут помочь мне, нет, и посоветовал обратиться к йогам, мол, только йоги лечат такие заболевания. И я стал искать литературу по йоге. Достал одну книжку-перепечатку, без начала и конца, и стал ее изучать. Вместе со своими знакомыми перепечатал эту книжку. Они перепечатали и отложили, а я стал по ней заниматься. За год вывел камни из почек. Только потом я понял, что камни в почках были для меня сигналом, чтобы я начинал заниматься йогой. Затем появились и другие книги, я их просматривал, изучал и проверял все на себе. Об этом прослышали на работе и попросили меня прочитать лекцию. Затем и общество «Знание» пригласило меня читать лекции, им «для галочки» нужно было. Начали приглашать на разные предприятия, в учреждения, организации. Появился первый опыт лечения различных заболеваний.
По Москве начали ходить обо мне всякие легенды. Там, где я работал, в «почтовом ящике», попросили организовать группу для занятий йогой, потом и в городе появились группы. Стали подходить люди, требовать аттестовать их, «йоги они или не йоги». Показывают что-то и делают не так, им говоришь, а они не соглашаются. Приходится тогда с ними отдельные занятия проводить, и тогда они только убеждаются, что были неправы.
В то время, в шестидесятые годы, интерес к этим вещам возрастал, даже медицина на какое-то время повернулась к йоге. Решили в Министерстве здравоохранения организовать реабилитационный центр, где совместно бы работали и врачи, и йоги. Поручили одному товарищу из Министерства этим заниматься. Выделили ему 400 ставок, а он набрал человек пять врачей, остальные, йоги, работали бесплатно. Дело в том, что ему хотелось обратно в министерство, а этот центр ему как-то не особенно и нужен-то был. Зарплаты никому не платили, вот и разбежались все. Но группы-то уже были созданы, и вот собрались все и стали решать, по какому направлению в йоге двигаться дальше: одни предлагали по Вивекананде, другие – по Рамачараке, третьи – по Айенгару, и т.д. А самые хитрые сидят тихо и на это всё смотрят, так же, как и находившиеся там кагэбэшники и гэрэушники.
Я тоже сидел-сидел, смотрел-смотрел, а потом встал и говорю: «А чего вы, ребята, спорите? Пусть каждый при этом реабилитационном центре возьмёт себе по группе и ведёт ее. Пройдет год-полтора, всё станет видно». Так и сделали, каждому дали по группе больных, и стали заниматься. Мне подсунули самых трудных больных, оказалось, что и группа у меня самая большая. Дали самое большое помещение, но и его не хватало, так как из других групп перебегали люди, потому что многие из этих групп начали закрываться. Да и сами инструктора приходили и требовали, чтобы с ними занятия я проводил отдельно. Помещения, в котором мы занимались, было уже мало, стали искать другое, побольше, потому что на занятия набивалось по 400-500 человек. И пошло, пошло…
А государство в то время решило создать секретные НИИ, где изучали бы йогу. Стали приглашать меня и моих учеников заведовать в них кафедрой, но мы отказались. И тогда начали нас гонять. Позанимаемся пару месяцев в каком-то зале, а потом начальство школы, в которой мы зал снимаем, «придавят», они нас и выгоняют. Мы в другой зал перебираемся. А через пару месяцев история повторяется, мы снова в другой зал переезжаем, и т.д. По всей Москве поколесили, я благодаря этому весь город прекрасно знаю. Появилось у меня, таким образом, уже несколько групп, стала вырисовываться Школа. Что-то надо на первом году давать, что-то – на втором, что-то – на третьем, и т.д. А люди новые все приходят и приходят.
Так и появилась наша Школа.
– В чём была необходимость создания Академии Йога?
Потребность в Академии возникла несколько лет назад в связи с тем, что наступает новая эпоха и приверженцы йоги как способа жизни на Земле должны изменить своё отношение к социуму. Если раньше человек, желавший духовного развития, стремился к одиночеству: уходил в лес, в горы, жил в пещерах, – то теперь наступило время, когда необходимо развиваться в условиях жизни в обществе, имея семью и детей, не отгораживаясь от общества, а, наоборот, помогая ему в эволюции. Йога, которая ранее была достоянием только избранных, должна охватить всех людей. Наступает время, когда все люди должны жить этим способом жизни, согласуясь с природными законами, с самой Природой, заботясь не только о себе, но и о Земле и ее ресурсах. Проводниками этих новых идей, нового способа жизни на Земле и должны стать выпускники нашей Академии. Школа Йоги готовит инструкторов, задача же Академии Йога – подготовить Учителей. В Школе Йоги человек получал знания по йоге и в какой-то мере – по медицине. Но сейчас этого явно недостаточно, так как необходимо поднимать культуру всего народа. Те, кто правил нашей страной, старались уничтожить культурное наследие нашего народа, создавая взамен эрзац-культуру, культуру рабов, исполнителей, людей без творческого начала. Русский народ потерял культуру общения, поведения, врачевания, хозяйствования. В русском искусстве всё самое выдающееся было создано или в 19-ом веке, или в начале 20-го. Сегодня необходимо возродить культурные традиции русского дворянства, а также лучшее из наследия древних славян – то, что было уничтожено христианством. Мы не отделяем русскую культуру, а собираем культуру всех народов на Земле, ту, которая нужна людям, и ее несем в массы. Основное, конечно, – движение культуры в воспитание. Культуру нельзя отделять от воспитания. При Советах было все отдельно. Ценности есть, но все это государственное. Прийти посмотреть можно, а потом отойди в сторону, не мешай. А культура должна быть внутри каждого человека, и ценности, которые есть у государства и у любого человека, – это всё для людей. Кому они нужны, если висят на складах хламом! У нас все культурные учреждения вместо того, чтобы показывать все, что они имели, хранили это все в запасниках, а там столько интересного! Многие картины, написанные в эпоху Возрождения, были убраны в запасники, все заполонил соцреализм. А должны устраиваться выставки государством, за небольшую плату или вообще бесплатно. Если же выставки устраивались, то не было пропаганды и обучения ни в системе образования, ни в системе воспитания: если о художниках ещё что-то могут рассказать, то о самих картинах – ничего: откуда, что, почему. Вот у нас говорили о Египте, какие у них картины были. У них были плоские картины, но они всегда через картины обучали людей эзотерике. Изображение людей на картинах несёт эзотерический смысл – у них головы лисы и других животных.
Кстати, сами картины до нас не дошли. И сегодня, случись что-нибудь, ничего не останется, ни в памяти у народа, нигде. В последнее время больше стали выпускать альбомы репродукций картин, и то по очень высокой цене, не по карману. А если наладить выпуск, сделать это бесплатно или за очень низкую цену, – по всему миру разойдётся. Кому-то это невыгодно было – воспитывать людей. Наша Академия, подготавливающая Учителей йоги, и задумана таким образом, чтобы возродить культуру народа, культурное наследие русской интеллигенции. Наши выпускники должны уметь вести себя в обществе, на балах, салонах, владеть искусством общения, уметь танцевать, петь, играть на музыкальных инструментах, владеть иностранными языками, разбираться в искусстве, в философии и религиях народов мира, знать этику, эстетику, этикет, правила общения мужчины и женщины и многое другое. Для этого нам и пришлось объединить в полной мере в Академии Йога программы институтов йоги, медицинского, культуры, а также филологического и философского факультетов университета.
Чтобы решить задачу усвоения такого количества информации слушателями Академии, и не только передачи информации, но и создания условий для того, чтобы выпускник был на голову выше любого узконаправленного специалиста, нам пришлось разрабатывать совершенно новые методики обучения, так как старые методики уже не годятся. Одна из таких новых методик – «Философия движения» – уже апробирована в Академии и дала первые, очень хорошие результаты. Философия движения – это: философствовать в движении. Ведь движение, каждое движение, это зерно мысли, зародыш какой-то философской системы, оно несёт какой-то заряд, положительный, отрицательный, успокаивающий или, наоборот, возбуждающий человека. Отсюда знание самого движения, знание его воздействия, – вот это мы и изучаем с помощью такой науки, как философия движения. Движение в любом смысле. Покрутил рукой – что это даёт организму? – Возбудился он или, наоборот, потратил энергию, и у него энергетический спад? Все движения могут быть классифицированы, и человек, сведущий в философии движения, может привести любого человека в нужное состояние всего за минуту-две; всего несколькими движениями можно умиротворить человека, привести в ярость, во что угодно. Вот поэтому важно изучение этой науки. Как остановить разбушевавшуюся толпу? Существует несколько приёмов, которые тут же остановят толпу; или наоборот, сонная толпа: как её воодушевить, чтобы перевернуть что-то и что-то сделать? – Пожалуйста, так же действуют эти игрушки у спецслужб. Они включают, возникает паника – и через минуту весь рынок свободен от людей. А мы можем это сделать с помощью нашей науки.
Медитация – тоже движение. Движение мысли. Хотя поза статична, но движение мысли идёт до тех пор, пока мысль не остановится, не останется никакой мысли.
Любое движение должно быть осознано, для чего оно сделано. Почему? Вот человек сидел, сидел, ему захотелось потянуться. Для чего? Сам организм потребовал, чтобы он где-то потянул какие-то мышцы и привел себя в надлежащее состояние. Человек устал, сидя на одном месте, а после такого потягивания, – казалось бы, всего несколько движений, – снова ожил, органы, которые уже стали засыпать из-за того, что он устал, снабдились кровью; теперь он уже снова сможет работать – и это сделало только небольшое движение. Именно изучение движений и есть философия движения.
В дальнейшем мы собираемся усовершенствовать эту методику и строить по ней занятия в Академии. Мы будем предлагать эту методику и для общеобразовательных школ, и для среднетехнических и высших учебных заведений. То, что сейчас происходит с нашей системой образования – и начального, и среднего, и высшего звена, – можно назвать латанием старого дырявого кафтана. А этот кафтан уже не нужно латать, это бесполезно. Его нужно выбросить и сшить новый. Мы уже предлагали наши методы образования в школах, но новизна этих программ пугает прежде всего самих учителей, привыкших жить прошлым, так как мало кто из них хочет перестраиваться, работать прежде всего над собой.
– Были ли в прошлом подобные школы йоги?
В Кали-югу учебных заведений, подобных нашей школе, не было. Были Учителя. Они набирали себе нескольких учеников (три-пять человек). Сложно было найти Учителя, и ещё сложнее Учителю было найти ученика. Мало было тех учеников, которые продвигали бы учение дальше. Учитель давал своим ученикам всё, что знал, и считал свою миссию выполненной. Ученики жили своей жизнью, и, когда наступало время, они уже сами искали себе учеников. Таких огромных школ, как наша, в Кали-югу не было, а тем более не было школ, в которых подавляющее большинство составляли женщины, так как женщины в йогу раньше практически не могли попасть. Да и не только женщинам было тяжело попасть в йогу, многим мужчинам тоже: ведь йога была закрытым учением и школы, в которую бы принимали всех желающих (как в нашу Школу), не было.
Адрес:
Москва, ул. Ивана Бабушкина, д.15, корп.2
Телефоны:
Эл. почта: